Замороженный инвестклимат

Теги: инвестиции

Инвестиционная тема - одна из наиболее заезженных в информационном пространстве - уже давно набила всем невероятную оскомину. Главным образом из-за отсутствия на этом поприще каких-либо значимых результатов. Счет в заявлениях чиновников о потребностях нуждающихся в качественном обновлении и модернизации сфер экономики уже давно пошел на десятки миллиардов долларов по отдельности и на сотни миллиардов - сообща. Реально же привлекаемые в страну инвестиции остаются минимум на два порядка слабее. И на качественное улучшение ситуации в ближайшем будущем, судя по последним "достижениям" как на внешнем, так и на внут­реннем поприще, пока не приходится.

Украинская действительность: ракурс извне

Главный эксперт-оценщик адекватности реализуемой в стране макроэкономической политики, как известно, - Между­народный валютный фонд. Конечно, безрезультатность переговоров о возобновлении финансирования в ходе работы в Киеве последней миссии фонда (находилась в Украине с 25 октября по 4 ноября с.г.) прогнозировать было несложно.

И все-таки развенчание надежд, хоть и слабых, на достижение компромисса и позитивного решения в переговорах разочаровало. Как и информация о крайне низком уровне понимания сторон.

Особые надежды на результативность срочного визита в Вашингтон ответственных за это переговорное направление вице-премьер-министра Сергея Тигипко и министра финансов Федора Ярошенко возлагать то­же, наверное, не стоит.

Значительно более критическая, нежели у предшественника, позиция по отношению к Украине нынешнего первого лица МВФ Кристин Лагард уже не первый месяц ощущается и по значительно более жесткой тональности заявлений и по значительно меньшей готовности фонда к тем или иным компромиссам.

Значимость этих компромиссов была бы на порядок ниже, если бы власти удалось достичь консенсуса и нормального взаимопонимания с соотечественниками и национальным бизнесом. Однако и здесь, несмотря на многие усилия или имитацию бурной деятельности, результаты в основном разочаровывают.

О том, что план задекларированных реформ пока выполняется лишь наполовину, на заседании Кабмина 2 ноября заявил президент Янукович. Из 79 законопроектов, которые должны были подать в парламент, на сегодня внесено только 39. Как уже сообщало ZN.UA, в ходе последнего заседания комитета по реформам глава администрации президента Сергей Левочкин раскритиковал собравшихся за то, что исполнительной властью выполняется не более 30% распоряжений президента и реализуется примерно такая же часть инициатив.

В опубликованном недавно очередном рейтинге условий для ведения бизнеса (Doing Business 2012) группы Всемирного банка Украина в очередной раз скатилась на несколько ступенек вниз - со 145-го места на 152-е. И позади Украины среди всех государств бывшего СССР остался только Узбекистан (166-я позиция). Среди передовиков - Грузия (16-я), Латвия (21-я), Эстония (24-я), Литва (27-я), Казахстан - 47-й. Россия в прошлом году тоже сумела упрочить свои позиции на че­тыре пункта, поднявшись на 120-е место.

Представители ВБ дипломатичны: реформы в Украине тоже идут, но, увы, слишком медленно. И можно, конечно, сожалеть, что многие из принятых в Украине в регуляторной сфере законов оказались неучтенными в исследовании из-за запоздалого вступления в силу, что-то попало в разряд "неучтенки" из-за особенностей и несовершенства методологии рейтинга, а что-то - в результате предвзятости и субъективности оценок местных экспертов, в его составлении участвующих.

Так, даже если не считать столь неоднозначного нормативного документа, как Налоговый кодекс, из поданных в 2010-2011 годах по инициативе Гос­компредпринимательства 22 законодательных инициатив парламент утвердил 15. Из них 11 оказались неучтенными рейтингом. Уже состоявшаяся отмена свыше 35 тыс. из дейст­во­вавшей несусветной тьмы (58,6 тыс.) регуляторных актов тоже заслуживает всяческой похвалы. Снижение с 93 до 23 количества разрешительных до­кументов и процедур в сфере строительства (время их прохождения сокращено в шесть раз) тоже наверняка возымеет эффект после полной импле­ментации.

Значительное упрощение многих других процедур в сферах регуляторной политики в целом, открытия и ликвидации бизнеса, разрешительной системы и лицензирования, государственного контроля и технического регулирования тоже в некоторой мере облегчит жизнь предпринимателям.

Но факт остается фактом - для потенциальных внешних инвесторов, ориентирующихся на оценки группы Всемирного банка, украинская регуляторная среда для предприятий легального сектора остается одной из самых обременительных в мире.

И изнутри

Как, впрочем, и для потенциальных внутренних частных инвесторов, которые, судя по оценкам о хождении в теневом обороте порядка 70-90 млрд. долл., тоже могли бы придать мощный импульс развитию "светлой" части экономики, росту бюджетных поступлений и повышению занятости.

В нынешнем году IFC (Меж­дународная финансовая корпорация) провела уже третье по счету исследование бизнес-среды на основании опроса отечественных предпринимателей. Выборка составила 1636 предприятий и 415 частных фирм. Результаты, подытоженные в отчете "Инвестиционный климат в Украине: каким его видит бизнес", свидетельствуют, что соблюдение только трех регуляторных процедур (в сфере разрешений, проверок и технического регулирования) обошлось частному сектору Украины в прошлом году в общей сложности минимум в 7,2 млрд. грн.

Выводы исследования гласят, что регуляторные процедуры в последнее время все-таки существенно упрощаются. Так, сокращается количество необходимых разрешений и время на их получение, при этом все чаще применяется принцип молчаливого согласия в этой сфере. Однако, несмотря на это, разрешительная система остается слишком обременительной и обошлась украинскому бизнесу минимум в 1,8 млрд. грн.

Кроме того, регуляторная реформа серьезно буксует из-за ненадлежащего выполнения законов и их слишком медленной имплементации.

На процедуры технического регулирования украинские предприятия потратили в прошлом году 2,2 млрд. грн. Проверки же надзорных и контролирующих органов, по подсчетам IFC, в 2010 году обошлись отечественному бизнесу в 3,2 млрд. грн. Хотя бы раз в год проверяющие приходят к трем четвертям (74%) предприятий, а продолжительность проверок (в среднем 14 дней) остается слишком высокой по сравнению с большинством соседей (в Грузии - шесть, Беларуси - девять, Узбекистане - десять дней).

Надо сказать, что частота проверок все-таки постепенно снижается - их среднегодовое количество на одном предприятии в прошлом году составило 4,5 по сравнению с 5,5 в 2008-м, 6,5 - в 2006-м, 9 - в 2004-м.

При этом наиболее активными контролирующими органами остаются налоговая служба (проверила в прошлом году 46% предприятий), пожарный надзор (39%) и санэпидемстанция (29%).

Эта же "великолепная" тройка оказалась и в первой пятерке структур, которые наиболее часто приходят к предпринимателям с проверками. Сан­эпидемстанция приходит на среднестатистическую фирму в среднем 2,4 раза в год, Гос­комветмедицины - 2,4, пожарный надзор - 1,9, налоговые органы - 1,9 и Госпотребстандарт - 1,4 раза.

Действия налоговиков (причем далеко не всегда в рамках и в соответствии с нормами На­логового кодекса) являются и одним из главных факторов, вынуждающих частных предпринимателей уходить в тень. Заяв­ления, что таких оказалось как минимум треть, могут опровергаться официальной статистикой налоговых служб, но от этого реальная ситуация все равно не улучшится .

Выводы: новое повторение многократно пройденного

Наверное, мало для кого секрет, что одной из главных задач инициированных в последние полтора года в Украине налоговых и регуляторных новшеств была попытка вынудить находящихся на полулегальном состоянии СПДшников перейти на более цивилизованную и прозрачную форму существования малых предприятий путем создания полноценных юридичес­ких лиц.

На это были направлены и запретительные налоговые новшества для единоналожников, и инициированная ревизия регуляторной среды вместе с налоговыми послаблениями для новосоздаваемых фирм.

Однако же оказалось, что жить по закону в Украине все еще слишком сложно, поэтому и начался массовый переход предпринимателей на нелегальное или полулегальное положение.

А происходит так по целому ряду причин. Во-первых, несовершенство и противоречивость самого регуляторного и фискального поля делают практически нереальным полное выполнение многих заложенных в нем норм. Тем более что многие из нормативных актов именно с этой целью (сложности выполнения) и создавались. А как вы прикажете уполномоченному должностному лицу жить и кормить семью при зарплате, ориентированной на прожиточный минимум, но до реальных жизненных стандартов далеко не дотягивающей?

Вот и получается, что на все претензии и требования пожарников, санэпидемстанции, таможенников и множества других предпринимательских надсмотрщиков им проще отвечать, так сказать, неформально, значительно экономя при этом силы, нервы, время и средства.

Высовывающихся и протестующих система круговой чиновничье-властной поруки быстро ломает и нагибает до нужного состояния.

И надо сказать, что взяточно-откатная система поборов во многих наиболее привлекательных "отраслях" (на таможне и в МВД, налоговой и многих других контролирующих и правоохранительных органах) приобрела очень стройную централизованность и системность значительно ранее официальной вертикали власти. Тотальная и всепроникающая коррупция (что тоже сотни тысяч раз говорено) - проблема номер один украинского государства. И без ее решения задача перехода из разряда банановых республик в категорию полноценных членов европейского или другого цивилизованного сообщества не решаема в принципе. Согласно выводам IFC, коррупция остается неотъемлемой чертой украинской бизнес-среды. Так, если в 2008 году в использовании неофициальных способов решения вопросов с госорганами сознались 35% опрошенных предприятий, то в 2010-м - уже 45%. Если в 2008-м подарки госслужащим, чьи решения могли повлиять на их деятельность, доводилось дарить каждому пятому (20%), то в 2010 году - каждому четвертому (25%) предприятию.

Средняя доля доходов предприятий, потраченных на коррупцию в 2008-м, составила 6%, в 2010-м - уже 10%.

Однако и эти оценки могут оказаться серьезно заниженными (в способствовании коррупции мы не любим сознаваться), хотя каждому, наверное, приходилось это делать в той или иной степени.

О верховенстве права сказано тоже бессчетное количество раз, но закон по-прежнему не только как дышло используется, но и применяется очень выборочно. Законы попирают все, начиняя от гаранта Кон­сти­туции и судей и заканчивая последним мелким лавочником. Увы, и сами законы слишком часто с его нарушением создаются - в обход законодателями необходимых регламентов и процедур.

И, наконец, одна из "свеженьких", но уже очень четко обозначившихся тенденций. Надежные гарантии защиты прав собственности в Украине в последнее время могут быть обеспечены (как для олигарха, так и для небольшого предпринимателя в каком-то захолустье) только при условии передачи контрольного или блокирующего пакета прав собственности в руки наиболее влиятельных пользователей властной вертикали или их уполномоченных представителей практически на всех ее уровнях.

Перефразируя хорошо известный рекламный слоган: если вы владеете хоть сколько-нибудь успешным бизнесом - мы уже пришли к вам. И если в тени или подполье еще есть (хотя и тщетная) надежда спрятаться, то у легального бизнеса шансы даже теоретически ничтожны. Вопрос - зачем тогда задумывать и создавать, мучиться, поднимать и лелеять свое бизнес-детище, чтобы его потом, если оно выживет и вырастет, все равно отберут?

По материалам Зеркало Недели

RedTram Украина