Украинское топливо станет дороже, но... хуже?

С 1 января 2011 года украинские НПЗ должны перейти на стандарты производства нефтепродуктов Евро-4 и Евро-5. В то же время Украинский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности "МАСМА" заявляет о неготовности к переходу на стандарт качества нефтепродуктов Евро-4 вплоть до 2012 года.

Общественные же организации и эксперты рынка нефтепродуктов выступают против переноса сроков ужесточения государственных стандартов. Поэтому призывают Министерство топлива и энергетики Украины не отказываться от запланированного перехода на улучшенные стандарты качества нефтепродуктов. А от планов внедрить пошлины на импорт нефтепродуктов с целью защиты украинских производителей - наоборот, отказаться...

"Внедрение импортной пошлины одновременно с сохранением старых стандартов качества приведет к дальнейшему увеличению доли некачественного и фальсифицированного топлива на рынке с одновременным его удорожанием прямо пропорционально размеру пошлины", - заявил на днях президент "Комитета защиты потребителей нефтепродуктов" Андрей Пасишник в ходе круглого стола "Каким воздухом будут дышать украинцы в 2011 году, или Нефтепродукты какого качества нужны Украине".

По его расчетам, если брать во внимание обсуждаемые в Минтопэнерго ставки импортных пошлин на уровне 60 - 120 евро за тонну, то бензин подорожает на 0,6 - 1,20 гривни за литр. Это при том, что качество топлива на рынке ухудшится. Пасишник считает, что в сложившейся ситуации государству необходимо не повышать налоги на топливо, а возобновить проверки качества нефтепродуктов, расширить полномочия негосударственных организаций по защите прав потребителей и законодательно помочь отечественным НПЗ модернизировать свои производства.

А руководитель Международной благотворительной организации "Информационный центр "Зеленое досье" Тамара Малькова отмечает, что основной риск продления старых стандартов качества нефтепродуктов заключается в растущей привлекательности Украины как страны для утилизации и поставок неликвидной продукции.

"Везде стандарты качества только ужесточают, а Украина стоит на месте. Утилизация некачественной продукции за рубежом стоит очень дорого, поэтому наша страна выглядит весьма привлекательно как направление утилизации отходов", - заявила Малькова, подчеркнув, что подобные процессы уже наблюдаются по ряду товарных позиций.

"Экологическая политика государства должна учитывать мнения и интересы разных ведомств и слоев общества, но в любом случае предполагать ужесточение экологических стандартов или хотя бы их гармонизацию с передовыми стандартами соседних стран, в нашем случае - стран Евросоюза", - убеждена представитель экологической организации.

Импортная пошлина и разрешение выпускать топливо по устаревшим стандартам не обеспечат увеличения загрузки украинских заводов, как считают в Минтопэнерго. В этом уверен директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. "Лисичанский НПЗ загружен на 100%, мощность Одесского НПЗ минимальна, у Шебелинского ГПЗ нет больше сырья, западноукраинские НПЗ настолько устарели, что не вмещаются даже в стандарты Евро-2", - констатирует Куюн.

Он также отметил, что пошлина ударит по всем без исключения участникам рынка и потребителям, поскольку резкое подорожание нефтепродуктов дополнительно снизит потребление, которое весьма существенно сократилось вследствие кризиса.

Эксперты уверены, что в данной ситуации государству необходимо ввести плавающую шкалу налогообложения бензина и дизтоплива (по принципу: выше качество - ниже налог), возобновить контроль качества в сбытовой сети и принять законы, позволяющие нефтеперерабатывающим заводам оптимизировать затраты на модернизацию своих производств.

Кстати

Почти 35% топлива на АЗС Украины – некачественное

К такому выводу пришли специалисты проекта "Карта качества топлива Украины", собрав пробы наиболее популярного бензина А - 95 на ряде АЗС по всей стране и исследовав их в сертифицированной лаборатории. Согласно пресс-релизу проекта, эксперты покупали по 30 проб в каждой области, из которых 10 в областном центре, 10 - по самым загруженным трассам и 10 - в районных центрах. Исследования проводились по основным важным показателям - октановое число, фракционный состав, содержание серы, ароматических углеводородов и бензола.

Результаты оказались не совсем утешительными: почти 20% топлива не соответствует никаким стандартам, еще 15% имеют параметры, близки к устаревшему ДСТУ 4063 - 2001 (аналог Евро-2), то есть такое горючее также можно назвать качественным. 49% топлива уложились в нормативы осовремененного ГСТУ 4839 - 2007 (отвечает Евро-4, -5), и лишь 17% оказалось бензином высокого качества "А - 95 Евро".

По материалам День

RedTram Украина