Активы на выданье

Теги: кредит, облигация, недвижимость, инвестирование, кризис

Финансовый голод вынуждает крупных украинских бизнесменов избавляться от непрофильных активов. Причем во многих случаях - почти задаром. Кто и с чем готов распрощаться во благо спасения ключевого профит-центра бизнеса?

Генеральный директор ММК им. Ильича Владимир Бойко готов отдать принадлежащие комбинату карьеры кому угодно и совершенно бесплатно. Если заинтересовались, то имейте в виду, что на этом предприятии вам могут предложить еще и агрофирму, а также швейную фабрику в довесок. По всей Украине похожим предложениям сейчас нет числа.

Небольшие непрофильные активы сегодня обременяют карманы большинства собственников украинских финансово-промышленных групп. Раньше они активно приобретали "чемодан без ручки", чтобы вложить прибыль хоть во что-нибудь и таким образом диверсифицировать бизнес-портфель. Но тащить на себе эту ношу на тонущем корабле нет смысла.

Поэтому украинский бизнес ожидает новая волна реструктуризации активов, после которой устоявшие в кризис ФПГ сфокусируются исключительно на своем основном стратегическом направлении. Частичная или полная продажа непрофильных активов сейчас для украинских бизнесменов является лучшей альтернативой привлечения средств, чем банковское кредитование, выпуск облигаций или выход на IPO.

Уход от всеядности

Украинские бизнесмены понимали пословицу "Талантливый человек гениален во всем" слишком буквально. Добившись успеха в основном бизнесе, они скупали непрофильные активы с прицелом на будущее. До 2007 года скупалось все без разбора и без конкретной цели. Добившись прорывного результата в одной отрасли, многие посчитали себя готовыми повторить успех в любой сфере и при любых стартовых условиях. Если получилось с банками и металлургией, то получится и в пивоварении (например, "Сармат" у Рината Ахметова), если хорошо пошло горнорудное дело, то и фармацевтика с производством шин пригодятся (как "Киевмедпрепарат" и "Росава" у Константина Жеваго).

При этом разносторонность бизнес-интересов во многих случаях выглядит, мягко говоря, странно. Так, например, группа "Ильич-Сталь" до сих пор работает в таких не связанных между собой направлениях, как металлургия, медиа, страхование, рыбное хозяйство, авиаперевозки, легкая промышленность, фармацевтика, недвижимость, сельское хозяйство. Причем большая часть этих активов дотируется с прибыли ключевого предприятия - ММК им. Ильича. И в то же время у Владимира Бойко денег на то, чтобы полностью модернизировать комбинат и подготовить его к выходу из кризиса, не хватает.

Раздутыми пузырями выглядят и другие ФПГ. Например, в "Укрпроминвесте" Петра Порошенко сегодня определить ключевое направление довольно сложно. Эта хитросплетенная структура охватывает и аграрное, и медийное, и машиностроительное, и кондитерское направления.

Непрофильные активы преимущественно были приобретены либо получены еще при приватизации. "Эти приобретения скорее являлись следствием возможностей, а не продуманной стратегии. Если говорить о непрофильных активах как о социальных проектах, то инвестиции скорее были исключением из правила", - считает глава инвестиционно-банковского отдела ИК "Тройка Диалог Украина" Игорь Петрашко.

Большая часть заведомо убыточных предприятий доставалась бизнесменам в собственность в качестве довеска. Нельзя сказать, что у холдингов не было желания избавиться от особо обременяющих активов. Например, некоторые компании пытались вывести предприятия, обеспечивающие продуктами питания работников, за свои пределы. Но в результате возвращали их обратно. Предприятия сразу же начинали разоряться, а среди собственных рабочих росло недовольство, когда они теряли возможность покупать продукты с прежними скидками.

Теперь многие бизнесмены оказались в заложниках у своих непрофильных проектов - "выйти" без убытков зачастую невозможно, так как реальная стоимость в разы ниже ликвидационной. Прежде всего это касается недвижимости, банков и ритейла. Создается классическая ситуация, при которой тяжело нести, но и бросить жалко. Но весь трагизм ситуации в том, что еще в прошлом году за них можно было выручить намного больше.

Недавно руководитель "Судостроительного завода им. 61 коммунара" Игорь Козырев заявил о намерении продать непрофильные активы в виде трех буксиров и гостиницы. Эта операция позволит предприятию выручить 14-15 млн. грн., чтобы погасить долги перед работниками и продолжить выполнять заказы. Если бы судостроители решились распрощаться с этими активами, например, прошлым летом, то вырученных денег могло бы хватить не только на зарплату.

Вовремя избавиться от непрофильных активов сумели собственники ЕastOne Виктор Пинчук, СКМ Ринат Ахметов, "Привата" Игорь Коломойский и ТАС Сергей Тигипко. Наиболее заметно реструктуризацию активов провела группа СКМ. В ходе структурных изменений она отказалась от развития сразу нескольких отраслей. В частности, были проданы все хлебоперерабатывающие предприятия, пивная компания "Сармат", а также доля в "Украинской промышленно-транспортной компании" ("Азовмаш").

После слияния "Метинвеста" со "Смарт-холдингом" непрофильными в портфеле группы "Приват" оказались их металлургические активы. Игорю Коломойскому со своими партнерами удалось весьма успешно продать этот бизнес российскому "Евразу". Что же касается Виктора Пинчука и Сергея Тигипко, то, сосредоточившись соответственно на трубно-колесном и вагоностроительном направлениях, бизнесмены продали Укрсоцбанк и ТАС-Комерцбанк соответственно.

Теперь все они являются главными претендентами на покупку компаний, чьи дела, по словам гендиректора группы СКМ Олега Попова, "обстоят очень грустно". Так, "Приват" уже пытается поглощать сети АЗС, поскольку нефтяной бизнес для группы является ключевым, СКМ приобрел американскую угольную компанию United Coal и не против заполучить ММК им. Ильича, а Сергей Тигипко стал акционером Кременчугского сталелитейного завода - ключевого звена в его вагоностроительном холдинге. Все вышеперечисленные бизнесмены стали на путь превращения из "всеядных" в сугубо отраслевые.

Кто следующий?

С некоторым опозданием за ними вскоре последуют и другие. В первую очередь это Владимир Бойко, Константин Жеваго, Вадим Новинский, Александр Ярославский и Дмитрий Фирташ. Если собственник Group DF решит сконцентрироваться на развитии сугубо химического направления, то Вадим Новинский скорее всего займется преимущественно судостроением. В прошлом году "Смарт-холдинг", отдав свои активы в ГМК под управление СКМ, попытался развивать направление в сфере недвижимости (ООО "Юджин"), а также в АПК (ОАО "Агрокомбинат "Калита" и ОАО "Калитнянский экспериментальный завод комбикормов"). Но в ИГ "Сократ" считают, что от этих активов Новинский постарается избавиться и сфокусирует свое внимание на компании "Верес", остальное, скорее всего, будет продано, говорит аналитик ИГ "Сократ" Константин Степанов. Эксперт также не исключает продажи девелоперского подразделения "Юджин".

От непрофильных активов начала избавляться контролирующая "Запорожсталь" группа Midland. Раньше ее собственники инвестировали средства, полученные от металлургического комплекса, в развитие ритейла и девелопмент. Но компания уже продала сеть магазинов "MD Ритейл" и находится в поиске покупателя для "Амстора". К тому же в строительном направлении Midland development на текущий момент заморожено большинство проектов.

Сосредоточиться сугубо на металлургии придется и директору ММК им. Ильича Владимиру Бойко. Он уже активно проводит реорганизацию, выводя из состава комбината агрокомплекс и остальные дочерние структуры. "Такие предприятия, как швейная фабрика "Фея", в которую мы в свое время вложили колоссальные средства, должны теперь выживать самостоятельно", - с сожалением говорит он.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что вероятной является продажа Александром Ярославским черкасского "Азота" из-за необходимости сосредоточиться на своем основном направлении бизнеса - строительстве. Но сам собственник группы DCH утверждает, что очень заинтересован в приобретении Одесского припортового завода. Если этот амбициозный план ему удастся осуществить, то определить, что в его портфеле станет более непрофильным - химия или строительство - будет трудно.

Спасение приоритета

Известно множество примеров, когда своевременный отказ от непрофильных активов спасал даже самые безнадежные компании. Наверное, самым ярким является Nissan Motor. К моменту назначения Карлоса Гона директором по производству японский производитель автомобилей накопил долг в $22 млрд. Спустя четыре месяца после прихода нового менеджмента появился "План спасения", который и принес топ-менеджеру всемирную известность. Основная задача - урезать расходы - была блестяще достигнута и уже через полгода японские СМИ прозвали менеджера "убийцей издержек". Одним из первых пунктов антикризисного плана стал полный отказ от всех непрофильных активов и концентрация усилий исключительно на производственном процессе. Это стало залогом победы.

Оказавшись в очень затруднительном положении, украинские компании, не успевшие избавиться от непрофильных активов в прошлом году, сегодня строят стратегию оздоровления по похожему плану. В ИГ "Сократ" считают, что с большой вероятностью могут быть проданы активы, которые не поддаются дальнейшей капитализации. Это кэптивные банки, сектор девелопмента и строительных материалов, розничные сети.

Продавать, а иногда попросту отдавать непрофильные активы будут все, но крупнейшие сделки прогнозируются с теми ФПГ, которые остро нуждаются в деньгах. Это ИСД, ММК им. Ильича, группа "Финансы и Кредит". Не исключено, что "Укрпроминвест" под давлением ухудшающегося положения будет вынужден избавиться от обременяющего машиностроения. Фокусирование на нынче более перспективном аграрном направлении, которое имеет хорошую синергию с ключевым кондитерским бизнесом группы, выглядит весьма логично.

Вполне возможно, что у управляющих менеджеров ММК им. Ильича уже созрел какой-нибудь гениальный план спасения бизнеса путем отказа от "социализма", продажи непрофильных активов и создания новой удачной конфигурации портфеля. Главное, чтобы большую часть удалось успеть продать, а не отдать за просто так. Ведь иногда даже бросить без последствий не получается.

По материалам Инвестгазета

RedTram Украина