Импортеры оторвались от расследования

16 Января'12

Теги: импортёр

Расследование было инициировано Министерством энергетики и нефтепереработчиками в связи с тем, что в 2010 году импорт нефтепродуктов в Украину вырос с 3,8 млн т до 4,5 млн т, или почти до половины объема рынка топлива. 28 декабря прошлого года Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) сообщила, что расследование было прекращено в связи с тем, что "национальные интересы не требуют применения специальных мер в отношении импорта".

Как следует из письма Минэнерго, направленного МКМТ 30 декабря, главной причиной, по которой требование производителей не было удовлетворено, стало то, что часть импортируемых в Украину нефтепродуктов имело сертификат Евро-5, тогда как отечественные НПЗ в основном выпускают топливо Евро-4. В пресс-службе Министерства экономики комментировать решение МКМТ не стали.

По данным Минэнерго, по итогам 11 месяцев 2011 года общие мощности по первичной переработке нефти в Украине были загружены в среднем на 16,6% (в 2010 году - 20,7%). Объем переработки нефтяного сырья уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 1 млн 835,8 тыс. т, или на 18,1%, до 8 млн 305,8 тыс. т.

В Минэнерго с решением комиссии не согласны. "Различия между этими стандартами минимальны, однако Минэкономики сочло их разными продуктами",- говорится в письме. При этом в ходе расследования МКМТ не обращалась в отраслевой институт МАСМА, единственную структуру, которая может выдать такое заключение, говорят в Минэнерго.

Не согласны с решением МКМТ и производители. "У НПЗ были серьезные аргументы - постоянный спад производства и налоговые преференции для импортеров. Мы считаем, что разница в стандартах части выпускаемых нефтепродуктов - это лишь повод отказать производителям",- заявили в пресс-службе ОАО "Лукойл" (Москва).

В пресс-службе "ТНК-ВР Коммерс" сообщили, что одним из вариантов решения МКМТ могло стать введение квот на импорт нефтепродуктов, которые не ограничивали бы ввоз продукции Евро-5, и несколько ограничивали импорт Евро-4 и горючего более низкого качества. "Мы долго ждали решения государства относительно того, нужна ли Украине собственная нефтеперерабатывающая отрасль и те преимущества, которые она дает стране. Сейчас мы это решение получили. И у нас остается только два варианта: продолжить работу Лисичанского НПЗ по давальческой схеме, которая используется сейчас, или закрыть завод",- отметил исполнительный директор "ТНК-BP Коммерс" Владимир Жмак.

Глава Минэнерго Юрий Бойко в пятницу заявил, что министерство намерено инициировать законодательные изменения, которые бы стимулировали нефтепереработку, а не импорт готовых нефтепродуктов. По словам источника "Ъ" в министерстве, речь идет о законопроекте, который будет освобождать НПЗ от налогов, чтобы уровнять их с импортом. Однако такой законопроект вряд ли согласуют в Министерстве экономического развития и торговли и Министерстве финансов, говорит член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский. И появиться в парламенте он может скорее всего по инициативе одного из народных депутатов.

В случае если переработчики нефти не получат поддержки от государства, потребителям надо готовиться к росту цен на топливо, отмечает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. "В начале года были повышены акцизы на нефтепродукты. Если государство лишится более-менее стабильного источника дешевых нефтепродуктов в лице украинских НПЗ, в долгосрочной перспективе цены вряд ли удастся удержать",- уверен Сиренко.

По материалам Коммерсантъ-Украина

RedTram Украина