Бумажные институты

13 Июля'11

Теги: акции, капитал

Напомним, что 16 июня вступила в силу поправка в ст.14 закона "О банках и банковской деятельности", которая делает невозможным участие институтов совместного инвестирования в капиталах банков, а согласно Переходным положениям ИСИ обязаны в течение шести месяцев изменить структуру собственности и привести ее в соответствие с новыми требованиями. То есть КУА вынуждены распродавать акции банков, находящиеся в портфелях ИСИ.

Очевидно, участников рынка волнует необходимость вывести из портфелей банковские активы. Во-первых, из-за спекулятивного давления на рынок, что при желании можно приравнять к манипулированию и использованию инсайдерской информации. Например, только за одну торговую сессию 16 июня на этой волне котировки на акции "Райффайзен Банка Аваль" снизились на 4%, а Укрсоцбанка - на 4,8%.

Во-вторых, в сложной ситуации оказались индексные фонды, которые обязаны придерживаться структуры индекса в своих портфелях, а значит, приобретать акции Укрсоцбанка и "Райффайзен Банка Аваль", которые входят в индексную корзину. То есть в свете новых требований они либо должны нарушать закон, либо фактически прекратить свое существование.

Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса, в частности, уже инициировала серию мероприятий, среди которых подготовка проекта изменений в закон о банках, обращение в комитеты Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности, налоговой и таможенной политики, а также к главе НБУ Сергею Арбузову и к банкам, акционерами которых являются институты совместного инвестирования.

Как писали "ЭИ", на конец первого квартала 2011 г. в активах 306 ИСИ находились акции 26 банков на общую сумму 459,6 млн. грн., причем в четырех банковских учреждениях ИСИ владеют значительными пакетами акций.

Поскольку профильный закон "Об институтах совместного инвестирования" не содержит запрета на участие ИСИ в капитале банков, то до момента внесения соответствующих правок (отмены указанной нормы или введения ее во все связанные нормативные акты) предлагается приостановить действие этой нормы закона. В противном случае ГКЦБФР придется регуляторным путем приводить требования к портфелям ИСИ в соответствие с новшествами банковского закона, чего комиссии не хотелось бы, особенно с учетом желания всего рынка отменить эту норму ввиду ее нецелесообразности.

Определение же конечных собственников долей капитала банков, под предлогом которого и был начат весь этот сыр-бор, вполне может быть реализовано путем усовершенствования системы обмена информацией между регуляторами, а также между НБУ и депозитариями.

По материалам Экономические Известия

RedTram Украина