Мысли посреди недели: "Выборы президента Украины: игра началась"

Теги: Евгений Пенцак

В воздухе витает дух выборов президента Украины. Распространяются слухи об импичменте, преждевременных выборах президента и Верховной Рады, в предвыборную игру вступают социологические и рейтинговые агентства.

В воздухе витает дух выборов президента Украины. Распространяются слухи об импичменте, преждевременных выборах президента и Верховной Рады, отрабатываются новые предвыборные технологии, в предвыборную игру вступают социологические и рейтинговые агентства. Тяжело ли определить меру манипуляций и спекулятивных выводов по заказу политических сил таких посредников предвыборного процесса?

Приведём краткое резюме публикации «Яценюк уже выигрывает у Тимошенко и Януковича?» на сайте www.ПРАВДА.com.ua от 10 марта 2009 года.

«Лидер Партии регионов Виктор Янукович одержал бы победу на президентских выборах в первом туре, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье, однако во втором туре победу одержал бы экс-спикер ВР Арсений Яценюк»,

- об этом 10 марта на пресс-конференции в Киеве сообщил социолог холдинга "Research & Branding Group" Евгений Копатько.

Согласно результатам опроса, за Виктора Януковича готовы проголосовать 23,5% опрошенных, за лидера БЮТ Юлию Тимошенко - 16,9%, за экс-спикера Арсения Яценюка - 12,6%, за спикера Владимира Литвина - 4,6%, за лидера КПУ Петра Симоненка - 4,6%, а за нынешнего президента Украины Виктора Ющенка готовы отдать свои голоса 3,1% избирателей.

Исследования проводились с 17 по 27 февраля 2009 года во всех областях Украины и Крыма методом личного интервью. В целом было опрошено 2067 респондентов, которых представляло взрослое население.

Было также отмечено:

1) если бы во второй тур президентских выборов вышли Тимошенко и Янукович, тогда 25,8% респондентов отдали бы свои голоса за Тимошенко, а 33,5% - за Януковича;

2) если бы во второй тур вышли Янукович и Яценюк, тогда за Януковича проголосовали бы 30,2%, а за Яценюка – 32,1% опрошенных;

3) если бы во второй тур вышли Тимошенко и Яценюк, тогда за Тимошенко проголосовали бы 20,4%, а за Яценюка – 31,5% опрошенных.

Давайте проследим за логикой выбора электоратом. Понятно, что президент у нас один, а потому голосовать за аутсайдеров предвыборной гонки никто не согласится, при условии, что никто из них внезапно не вырвется в лидеры. А потому ограничим пока что выбор альтернатив на должность президента среди трех кандидатов: Янукович, Тимошенко, Яценюк. Голоса всех остальных избирателей в нашей простейшей модели распределим среди ключевых кандидатов. Таким образом, мы получим такую таблицу переоцененного распределения голосов избирателей:

Таблица 1

Кандидат Опрос, % Переоценка, %
Янукович 23,5 44,3
Тимошенко 16,9 31,9
Яценюк 12,6 23,8
Всего 53 100

Думаем дальше, что означает фраза «если бы во второй тур президентских выборов вышли Тимошенко и Янукович, то 25,8% респондентов отдали бы свои голоса за Тимошенко, а 33,5% - за Януковича»? За кого бы голосовали остальные 40,7% избирателей? Против всех? Возможно, они бы проигнорировали второй тур выборов? Мы опять-таки сделаем переоценку, учитывая рациональность электората: если идти на второй тур, то нужно голосовать за одного из двух кандидатов.

Следовательно, сделаем переоценку результатов голосования во втором туре для каждой возможной пары кандидатов на президента Украины:

Таблица 2

Кандидат Опрос, % Переоценка, %
Янукович 33,5 56,5
Тимошенко 25,8 43,5
Всего 59,3 100

Таблица 3

Кандидат Опрос, % Переоценка, %
Янукович 30,2 48,5
Яценюк 32,1 51,5
Всего 62,3 100

Таблица 4

Кандидат Опрос, % Переоценка, %
Тимошенко 20,4 39,3
Яценюк 31,5 60,7
Всего 51,9 100

Полученные таблички результатов приоритетов избирателей можно трактовать, как проекции их упорядоченных приоритетов. Таких категорий вкусов может быть 6:

1) Янукович > Тимошенко > Яценюк (это означает, что для данной группы избирателей Янукович лучше, чем Тимошенко, а Тимошенко лучше, чем Яценюк);

2) Тимошенко > Янукович > Яценюк;

3) Тимошенко > Яценюк> Янукович;

4) Янукович > Яценюк> Тимошенко;

5) Яценюк> Тимошенко > Янукович;

6) Яценюк> Янукович > Тимошенко.

Изобразим каждую категорию избирателей в виде части площади равностороннего треугольника. Отношение приоритетов в таком треугольнике можно описать фразой: «чем ближе, тем лучше». В вершинах этого треугольника стоят наши кандидаты, суммарная площадь треугольника должна равняться 1, а площадь каждой части соответствует электоральной поддержке каждого кандидата, учитывая первичные приоритеты избирателей 1)-6).

Рисунок 1: Распределение приоритетов избирателей

Имея такое распределение первичных приоритетов избирателей, проверим возможность прогнозов распределения приоритетов избирателей во втором туре выборов. Для этого составим соответствующую систему уравнений:

и проверим ее на совместимость, то есть определим имеет ли она решение.

Оказывается, что данная система имеет следующее решение:

x1=0.074, x2=0.042, x3=0.277 x4=0.369, x5=0.116, x6=0.122.

То есть, первичные приоритеты избирателей, состоянием на 10 марта 2009 года за результатами опроса, можно разместить следующим образом:

1) Янукович > Тимошенко > Яценюк - 7,4%;

2) Тимошенко > Янукович > Яценюк – 4,2%;

3) Тимошенко > Яценюк> Янукович – 27,7%;

4) Янукович > Яценюк> Тимошенко – 36,9%;

5) Яценюк> Тимошенко > Янукович – 11,6%;

6) Яценюк> Янукович > Тимошенко – 12,2%.

Итак, Яценюк, не имея личных преимуществ в предвыборных гонках с Януковичом и Тимошенко, играя на невосприятии электоратом несовместимых по взглядам кандидатов Януковича и Тимошенко, может добиться преимущества во втором туре выборов.

Предвыборная игра только начинается. Из нашего небольшого исследования следует, что для победы на выборах Януковичу и Тимошенко нужно в настоящий момент играть на сближение, чтобы выбить почву поддержки избирателей из-под ног Яценюка. Яценюку для победы нужно держать дистанцию с Януковичем и Тимошенко, критиковать одновременно обоих кандидатов и пытаться не дать возможность для их объединения или согласования их взглядов.

Всё было бы хорошо в наших рассуждениях, если бы такой треугольник, который изображен на Рис.1, существовал. В действительности, если спроектировать приоритеты избирателей согласно данным Таблицам 2-4, то мы получим:

Рисунок 2: Распределение приоритетов избирателей

Внутри образуется маленький треугольник, который отображает избирателей, которые ещё не определились со своими приоритетами, либо нерациональность выбора кандидатуры президента или предоставление преимущества кандидату, который не принадлежит к тройке лидеров. Чтобы откорректировать данное явление, мы сместим некоторые прямые, которые образуют маленький треугольник, в сторону центра, и перечислим в результате распределение голосов избирателей после второго тура. При этом мы допустим, что приоритеты избирателей среди Януковича и Яценюка распределятся во втором туре 50%:50%. Тогда, чтобы все три отрезка пересекались в одной точке, нужно, чтобы приоритеты Тимошенко и Яценюк были в соотношении 43,5%:56,5% (согласно теореме Чеви из геометрии).

Теперь, решив систему уравнений, первичные приоритеты избирателей можно разместить следующим образом:

1) Янукович > Тимошенко > Яценюк - 11,6%;

2) Тимошенко > Янукович > Яценюк – 5,7%;

3) Тимошенко > Яценюк> Янукович – 26,2%;

4) Янукович > Яценюк> Тимошенко – 32,7%;

5) Яценюк> Тимошенко > Янукович – 11,6%;

6) Яценюк> Янукович > Тимошенко – 12,2%.

Мы устранили противоречие, но при этом выровнялись шансы на победу во втором этапе выборов между Януковичем и Яценюком, а также поднялся рейтинг во втором туре голосований у Тимошенко по сравнению с Яценюком.

Интересно, как полученные первичные приоритеты избирателей будут согласовываться с результатами опроса других социологических служб. Честно говоря, слабо верится в достоверность предложенных нам результатов опроса, особенно в части второго тура голосований, а именно первичные приоритеты групп 1) и 6). А это наводит на мысль о заказном характере этой публикации.

Будем вместе следить за ходом предвыборных гонок и их динамикой с учетом простых и надежных моделей голосования!



Просьба Администрации сайта:
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, отправьте линк своим друзьям и партнерам - поддержите развитие аудитории проекта! Спасибо.

Смотри также:

Мысли среди недели:путь к спасению мировой экономики

Последние события на мировых фондовых рынках заставили задуматься, как близко мы стоим к краю мировой экономической пропасти. События 11 марта 2011 года, 4 августа 2011 уверенно указывают на то, что депрессивное десятилетия начала третьего тысячелетия будет иметь еще более депрессивное продолжение. Движется ли мир в хорошем направлении во всех смыслах слова «добрый»? Может долго держаться макияж, если наносить один слой пудры за другим?

Добавить комментарий




RedTram Украина