Нефтяная колядка

26 January'11

Tags: нафта

Пролетели новогодние праздники. Но оказалось, что не все успели попраздновать да поколядовать. Нефтезаводы придумали новую "щедривочку", которая обойдется автомобилистам в 1 миллиард долларов в год.

Еще в декабре 2010 года шесть НПЗ, из которых по разным причинам более-менее стабильно работают только два, обратились с предложением ограничить импорт нефтепродуктов путем введения специальных пошлин. Их поддержало Министерство энергетики и угольной промышленности и рекомендовало правительству взимать с тонны иностранного бензина дополнительно 130 евро, с дизтоплива - 80 евро. Якобы после этого сократится ввоз дорогой продукции из-за границы, а украинские предприятия нарастят объемы производства дешевого отечественного продукта. Кабинет министров думает.

Правда, не совсем понятно, о чем. Ведь известно, что импортный бензина наоборот дороже украинского, так как более качественный. Соседи Украины по СНГ, не говоря уже о странах ЕС, вложили сотни миллионов долларов, и модернизировали свои предприятия для выпуска топлива под стандарты Евро-5. Украинские нефтезаводы в большей своей части продолжали заливать рынок бензином еще советского образца. Ведь намного дешевле было провести через правительство разрешение о переносе сроков введения новых стандартов качества топлива, чем строить установки изомеризации и гидрокрекинга.

Мало того, цены на свое топливо отечественные НПЗ "подтягивают" к импортным. В противном случае проблем у них вообще не было бы. Ведь если на рынке есть дешевый украинский бензин А-95 и дорогой, скажем, румынский с таким же октановым числом, то среднестатистический водитель поддержит гривной отечественного товаропроизводителя.

Таким же образом поступили бы и крупнейшие сети АЗС. Для них работать с украинским продуктом выгоднее: меньше транспортные издержки; нет риска прогореть на изменении курса гривны к иностранным валютам. Но нефтетрейдеры так не делают, поскольку НПЗ зачастую не могут предложить ни конкурентные цены, ни европейское качество.

Независимые эксперты единогласно заявляют о росте цен на все нефтепродукты в случае введения пошлин. Начальник аналитического отдела ИК Phoenix Capital Сергей Петренко и руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко говорят о возможном подорожании бензина и дизеля в пределах 1 гривны на литре. И это еще оптимистический сценарий. Некоторые специалисты предрекают разницу между новыми и старыми ценами в 1,5 гривны.

В 2010 г украинские автозаправки продали около 6,5 миллиона тонн бензина и дизеля. Если перевести это в литры (в одной тонне нефтепродуктов примерно 1300 литров) и умножить на гривну, то получим дополнительно порядка 8,1 миллиарда гривен. К тому же, с подачи НПЗ пошлины могут ввести и на… сжиженный газ. Так что можно смело утверждать, что автомобилистам придется выложить за топливо дополнительно не менее 1 миллиарда долларов.

Кто же получит эти деньги? Нефтезаводы, входящие в различные нефтекомпании, контролируют около трети АЗС, и могут рассчитывать как минимум на 300 миллионов долларов. Но этим они не ограничатся. По мнению экспертов, барьеры для импортных поставок нефтепродуктов преследуют цель не только заработать на рознице, но и убрать с рынка конкурентов.

Около 3 тысяч заправок - половина от их общего количества - принадлежат средним и мелким компаниям. Импорт для них станет дорогим, а получить украинские сырье просто не будет возможности: НПЗ и сейчас распределяют свою продукцию по непрозрачным схемам, без четкой формулы ценообразования. В таких условиях ничего не останется, как продавать свой бизнес по дешевке. А у нефтепереработчиков как раз появятся лишние деньги, чтобы окончательно подмять под себя рынок.

Не стоит тешить себя иллюзиями о том, что дополнительный заработок нефтезаводы инвестируют в модернизацию. Одна финансово-промышленная группа, контролирующая нефтедобывающую компанию и несколько НПЗ, по оценкам экспертов, в 2008-2009 годах вывела "на сторону" около 1 миллиарда долларов от продажи украинской нефти, но лишь мизерная часть этих средств направлена на модернизацию. В итоге западноукраинские заводы, можно сказать, стоят, а Кременчугский НПЗ выдает сенсационные новости о переходе на выпуск бензина Евро-4 за счет перенастроек старых установок, использования присадок и малосернистой нефти.

ТНК-ВР уже вложила в Лисичанский "ЛИНИК" значительную сумму и скорее думает, как бы ее вернуть, а не как увеличивать убыточность украинского бизнеса за счет инвестиций. "Лукойл-Одесский НПЗ" вообще стоит из-за отсутствия возможности принимать сырье по трубе. Сначала ему "отрезали" Приднепровские нефтепроводы, чтобы спасти оставшийся без российской нефти Кременчугский завод. Затем развернули систему "Одесса-Броды" для поставок нефти в Беларусь. Видимо, чтобы хоть как-то задобрить "Лукойл" и упросить его покупать нефть с моря, российской компании и предложили разрабатывать три месторождения на украинском шельфе вместе с "Черноморнефтегазом". Но ответа, когда заработает Одесса, пока нет.

Параллельно усиливается давление на крупнейшие сети АЗС, работающие на импортном продукте. Антимонопольный комитет грозит им штрафами в несколько сот миллионов гривен за рост цен на нефтепродукты. Борьба идет с "белыми" импортерами. Беспошлинный импорт, контрабанду и полуподпольное производство "бодяги" никто не трогает. Хотя если их убрать, то импорт снизится до 30-20% с нынешних 40%.

Проводя такую политику, правительство имеет все шансы повторить ошибки своих предшественников. В Кабмине Николая Азарова, видимо, забыли, как президент Леонид Кучма в 1999 году лично договаривался об импорте нефтепродуктов из Греции и Азербайджана, чтобы сбить цены на украинском рынке. Или как в 2005 году премьер Юлия Тимошенко провела через парламент закон об отмене импортных пошлин на бензин и дизель. А ведь причина в обоих случаях была одна - отсутствие конкуренции у наших "родных" НПЗ, которые без системы противовесов ведут себя совсем как "неродные"…

По материалам Подробности

Top

RedTram Ukraine