Пеня: политические и экономические измерения

(1) 17 January'11

То, что введение пени нисколько не повысит качество этих услуг, тарифы на которые будут непрестанно расти на протяжении текущего года, - вывод, вытекающий из опыта украинских граждан, которым уже неоднократно рассказывали, что вот теперь, когда цена услуг жилищно-коммунального хозяйства и энергоносителей стала рыночной, все будет на европейском уровне. Не будет. По нескольким причинам. Эти причины элементарны и всем, в том числе и властям, хорошо известны.

Во-первых, граждане не имеют реальных рычагов влияния на структуры, входящие в ЖКХ или непосредственно связанные с ним. Что можно сделать в условиях монопольной власти одной партии почти во всех регионах страны и подконтрольности ей всех центральных властных органов? В советские времена можно было жаловаться в партийные комитеты соответствующих уровней, иногда это давало позитивный результат, поскольку партия должна была заботиться об имидже "первого в мире социалистического государства". Как заботится нынешняя власть об имидже Украины и заботится ли она вообще о нем - общеизвестно.

Проводить массовые акции протеста? К потенциальным организаторам еще заранее придут представители силовых структур и займутся их "профилактикой". Если уж Марию Матиос, лауреата Шевченковской премии, так откровенно "прессуют" из-за жалобы одного из депутатов на "неправильные" художественные образы ее последней книги, так что же тогда будут делать с рядовыми украинцами?

Во-вторых, ползучая прихватизация структур ЖКХ уже привела к тому, что одному и тому же человеку или фирме могут принадлежать и ТЭЦ, и облэнерго, и газотрейдеры, и поставщики угля и мазута. И этот человек одной рукой устанавливает "рыночно обоснованные цены", по которым продает энергоносители другой своей руке, которая переводит оплату прихотей этого персонажа-монополиста на плечи городского простонародья. Зачем же что-то улучшать и тратиться на это? Все равно горожане заплатят столько, сколько будет сказано, так как речь идет о монополисте, прикрытом властями.

В-третьих, за прошлые годы у руководителей ЖКХ существенно усилился существующий еще с советских времен комплекс непогрешимости - вспомните, кто был объектом абсолютно мотивированных фельетонов и карикатур в тогдашнем "Перце". Чтобы его сломать, нужны действительно серьезные усилия как со стороны властей, так и со стороны общественности. Возможны ли такие усилия сейчас, когда на всех более-менее важных должностях расставлены "свои" ребята, - вопрос чисто риторический. Существуют и другие причины, делающие невозможным рост эффективности ЖКХ в связи с введением пени, но стоит отметить еще несколько моментов.

В первую очередь, на самом деле почти все украинские граждане аккуратно оплачивают услуги ЖКХ. В 2007 году уровень платежей составлял 94,1%, в 2008-м - 95,5%, в 2009-м - 92,4% (это кризисный год, между прочим), на 1 декабря прошлого года - 103,2% (более 100%, потому что население оплачивало долги предыдущих лет). В то же время общий уровень платы за жилищно-коммунальные услуги постоянно колеблется вокруг отметки 70%. Откуда такая разница? За услуги ЖКХ не платят вовремя (или вообще не платят) прежде всего бюджетные организации, питающиеся из местных бюджетов. То есть ни пеня за несвоевременную оплату услуг ЖКХ гражданами, ни заниженные тарифы здесь ни при чем. Потому что наибольшими должниками являются структуры, не имеющие средств по вине органов власти, а также частные фирмы, которые некоторое время работают, не оплачивая услуги ЖКХ, а потом становятся банкротами; при ближайшем рассмотрении выясняется, что практически все эти фирмы работают "под крышей" властей того или иного уровня. Вот и получается, что ЖКХ в Украине имеет серьезные проблемы не из-за неуплаты гражданами денег за его услуги, а прежде всего из-за неэффективности и коррумпированности как властей, так и руководства самого этого хозяйства.

Более того, существенное повышение тарифов на протяжении этого года на самом деле является попыткой перевести на рядовых граждан оплату тех 20-25% средств, которые не платятся государством или фирмами, находящимися "под крышей" чиновников разного уровня.

Кроме того, в украинской экономике существуют сектора и регионы с серьезной задолженностью по зарплатам. В легальном секторе эта задолженность достигает, по разным данным, от 1,1 до 1,3 млрд. грн., а если учесть еще и теневой сектор экономики, то размер этих долгов колеблется между 2,5 и 3 млрд. грн.

К примеру, аккурат в день принятия закона парламентом, 17 декабря 2010 года в поселке Солотвино (Закарпатье) забастовали шахтеры соляных шахт, так как 130 рабочих уже полгода не получали зарплату. Тогда же члены трудового коллектива филиала ООО "Луганскшахтострой", являющегося главным подрядчиком по горным работам на строительстве шахты № 10 "Нововолынская", обратились с письмом к областному и городскому руководству, сообщая, что им задолжали заработную плату за октябрь и ноябрь на сумму почти 3,5 млн. грн. А накануне подписания закона главой государства (это произошло 22 декабря) из-за пятимесячной задолженности по заработной плате не вышли на работу сотрудники харьковского "Горэлектротранса". В среднем долг одному сотруднику составлял там десять тысяч гривен.

И такие ситуации в разных регионах Украины неединичные. Иными словами, в целом по государству речь идет о десятках тысяч человек, которым задолжали зарплату за несколько месяцев, иногда полгода. Что же касается задержки заработанного на месяц, то есть сомнения, отражает ли статистика вообще эту ситуацию. Таким образом, на тех, кому и без того солоно приходится, кто не может получить честно заработанное, власти наложили дополнительные санкции в виде пени за неизбежно просроченные при таких обстоятельствах жилищно-коммунальные платежи. И даже если Кабмин выполнит поручение Верховной Рады и обеспечит до 1 апреля этого года погашение долгов по зарплатам (что, честно говоря, выглядит ненаучной фантастикой), каждый из пострадавших от несвоевременной выплаты заработанного будет обложен штрафом в несколько сотен гривен, ведь к 0,1% за день, согласно принятому уже в первом чтении Жилищному кодексу, прибавляются еще и 3% годовых плюс инфляционные.

Так и хочется сказать: нечестная игра, господа депутаты, сначала добейтесь погашения хотя бы долговременных долгов по зарплатам, а уже потом требуйте на законодательном уровне своевременной уплаты денег за услуги ЖКХ.

Но и это еще не все. Ежегодно во многих бюджетных учреждениях первые деньги сотрудники получают только в конце января - в начале февраля. Такова уж специфика распределения бюджетных средств в Украине - даже тогда, когда госбюджет депутаты принимают вовремя, а не так, как в прошлом году. Чем перекрыть коммунальные платежи в январе? Очевидно, изо всех сил экономить на праздновании Нового года и Рождества Христова? Хроническими стали и задержки с летними выплатами педагогам - иногда зарплату и отпускные задерживают на месяц-полтора. Опять же, не по своей вине придется экономить на отдыхе, чтобы вовремя заплатить за жилье...

Конечно, те, кто разрабатывал закон, кто его принимал и подписывал, уже много лет не имеют никаких проблем ни со своевременным получением зарплаты, ни с достаточным количеством денег на собственных банковских счетах. Поэтому им не понять тех украинских граждан, которые оказались под угрозой финансовых санкций не потому, что не хотят вовремя платить за потребленные услуги ЖКХ, а потому, что государство или частник вовремя им не отдают честно заработанные деньги.

Проблема, между тем, для подавляющего числа "без вины виноватых" решается очень просто: пеня должна начисляться не со следующего после неоплаченного месяца, а еще через месяц, то есть только тогда, когда пошел второй месяц неуплаты; этот временной лаг дал бы возможность избежать множества проблем, но в Украине персонажи, принимающие жизненно важные для десятков миллионов граждан решения, совершенно не интересуются жизнью этих десятков миллионов...

А главное, повторюсь еще раз: от всего этого дома не станут теплее, улицы и дворы - чистыми от снега и льда, а вода в водопроводах не превратится в пригодную для питья. Разумеется, в некоторых городах и в некоторых местах существуют исключения, но они существовали всегда, независимо от пени.

И еще одно: не возникнет ли соблазн у тех, кто формирует и посылает платежки, как-нибудь притормозить их отправку или устроить так, чтобы они внезапно исчезли на пути к потребителю, и тот оказался не в состоянии вовремя оплатить жилищно-коммунальные услуги, автоматически став должником? Безосновательные предположения, скажете вы? Хотелось бы, чтобы они были безосновательными. И чтобы рядовые граждане имели реальные рычаги влияния на ценовую политику в стране, и чтобы монополисты не диктовали свою волю людям, и чтобы качество всех услуг ЖКХ улучшилось, и чтобы в Украине качество жизни было на европейском уровне.

По материалам День

Top

RedTram Ukraine