Шеф, все пропало: "Дефолт приближается"

27 August'10

Tags: default

В последнее время очень часто начали писать и говорить о возможном дефолте Украины. Странно все это. Можно было бы понять, чтобы эти разговоры велись в конце 2008 или, на худой конец, в 2009 году. Но, вести такие разговоры, во второй половине 2010 года это выглядит более, чем странно и непонятно.

Пару слов о теории

Дефолт - это невозможность эмитента погашать свои долги. Технический дефолт - это не возможность эмитента платить проценты по долгам. Это терминология. Кроме, того, когда говорят суверенный дефолт, то, прежде всего, подразумевают, что не может правительство страны рассчитаться по своим долгам, которые, как правило, оформлены в виде еврооблигаций и госкредитов.

При этом, все понимают, что не выполнение частными компаниями или банками своих обязательств по долгам никак не является суверенным дефолтом. История знает случаи, когда и в самые благоприятные времена, в самых развитых и финансово надежных странах, время от времени, отдельные компании объявляли дефолты по своим долгам. Чего только стоит история с корпорацией "Энрон".

Пару слов о практике

Согласно информации НБУ по состоянию на 1 апреля 2010 года общий краткосрочный внешний долг правительства и частных структур Украины составил всего 38,55 млрд. долл, из них краткосрочных долгов на сумму 21,08 млрд. долл и 17,4 млрд. долл проценты по долгосрочных кредитам. Если сравнить, эти цифры с 1 января 2009 года, то эти суммы не большие. Тогда общая сумма краткосрочного долга составляла более 45,5 млрд. долл. А по состоянию на 1 января 2008 года общая сумма краткосрочного долга составляла 37,7 млрд. долл и никто не поднимал разговоры о возможном дефолте.

На долю правительства приходится краткосрочный долг в размере всего 1,19 млрд. долл. К этой сумме, было бы корректно, приплюсовать 2 млрд.долл кредита ВТБ, которые получило правительство Украины на срок 6 месяцев. Но и с этой суммой, в целом эта сумма небольшая. Большая часть краткосрочного долга Украины это кредиты и облигации частного бизнеса и банков.

При этом стоит учитывать, что из этой суммы краткосрочного долга, более 11 млрд. долл, приходится на товарные кредиты, которые заключаются между компаниями и, как правило, в денежной форме не оплачиваются, а оформляются товарными зачетами по поставке встречной продукции. Доля краткосрочных денежных кредитов, которые необходимо погасить в этом году не превышает 3,3 млрд. долл.

Скорее всего, эти разговоры о дефолте носят во многом публицистический характер и призваны лишний раз сказать, как у нас все плохо. И все это происходит в условиях, когда платежный баланс выглядит привлекательно, приток валюты увеличивается, и золотовалютные резервы НБУ только растут из месяца в месяц. Скорее всего, в конце года приток валюты только усилится, как правило, это всегда происходит с началом осени, когда бизнес-процессы активизируются. Поэтому утверждать, что Украину ждет суверенный дефолт, более чем странно. К слову, текущие кредитно-дефолотные свопы по украинским еврооблигациям находятся на уровне 543 пункта, это выше, чем в России, но ниже, чем в Греции и Аргентине с Венесуэлой.

Пару слов о госбюджете

Действительно с дефицитом госбюджета в Украине не все в порядке. Но, в Украине всегда с госбюджетом нелады. Каждый год, когда принимают госбюджет, ведутся разговоры, что это "госбюджет развития", а потом, денег с трудом хватает, чтобы "залатать дыры" по бюджетным выплатам пенсионерами и работникам бюджетной сферы. Задолженность по возврату НДС у нас носит хронический характер. Это уже традиция украинской экономики. Но, было бы ошибкой рассуждать, что большой объем реального и скрытого госбюджета может привести суверенному дефолту. Скорее, это может привести к росту инфляции, чем к дефолту.

МВФ, как правило, выдает кредиты только для пополнения золотовалютных резервов стран-должников. Очень редко МВФ позволяет часть своих кредитов использовать для финансирования дефицита госбюджета. И разрешение МВФ использовать 2 млрд. долл из его кредита для финансирования дефицита госбюджета Украины - это исключение, а не правило. Не стоит думать, а тем более утверждать, что только МВФ и только его кредит является единственным средством для финансирования дефицита госбюджета.

Есть и другие средства, более эффективные и не требующие кредитов МВФ. Ликвидация дефицита госбюджета за счет эмиссии гривны, это самый эффективный и простой способ решить проблему нехватки денег в госбюджете, без каких-либо кредитов МВФ. Так, что все гениальное просто.

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра

По материалам Фонд Маркет

Top

RedTram Ukraine