Режим жесткой экономии

(1) 09 July'09

Tags: investor, investment

Украинские операторы мобильной связи подсчитывают первые потери. Причем эксперты утверждают, что далеко не последние.

Украинские операторы мобильной связи, которые еще до недавнего времени не ощущали финансовой нужды, оказались зажатыми в тиски. С одной стороны, становится очевидным падение спроса на их услуги. С другой стороны, остановить этот негативный тренд не позволяет ограниченное инвестирование.

Грозовой горизонт

Падение финансовых показателей, которое стало очевидным в начале текущего года, - первая ласточка, сулящая дальнейшие неприятности украинским «мобильщикам». Рациональный пользователь становится все более экономным. «Это уже в полной мере продемонстрировали жители Центрального и Восточного региона Украины. На очереди Юг и Запад», - прогнозирует Роман Химич, консультант Netton CG. По мнению эксперта, абонент и в дальнейшем продолжит сокращать расходы на связь.

Если еще не так давно операторы могли рассчитывать на финансовую поддержку со стороны инвесторов, то сегодня и те затянули пояса потуже. «Сейчас, прежде чем получить деньги, нужно доказать инвестору, что компания умеет их зарабатывать и приумножать», - отметил Александр Баринов, генеральный директор компании «Украинские радиосистемы» (ТМ Beeline), инвестор которой сократил финансирование практически в семь раз. Таким образом, каждому из операторов приходится доказывать свою состоятельность по-своему. К примеру, МТС проявляет самую высокую активность в освоении дополнительных сервисов, даже самых экзотических. УРС выжимают все положительные моменты из недавнишнего слияния с «Голден Телекомом». По словам г-на Баринова, в результате объединения офисных помещений, производственных площадок и торговых сетей УРС и «Голден Телеком» они смогли сократить расходы на аренду на 30%. А совместное использование транспортной оптоволоконной магистрали позволило снизить расходы на интерконнект с международными операторами на 50%. «Астелит» же с завидным упорством продолжает наращивать абонентскую базу, проводя различные «шаровые» акции. При этом все дружно прилагают усилия к развитию услуги доступа к интернету. Именно в части передачи данных рынок еще не исчерпал своего потенциала. Доходы от предоставления интернет-услуг уже сейчас составляют более 10% в общей структуре выручки компаний.

Методы оптимизации бизнеса сегодня становятся все более решительными. К примеру, часть работ, в частности не связанных непосредственно с генерированием прибыли и продаж, передается на аутсорсинг. Весной «Киевстар » перевел один из call-центров из Киева в Днепропетровск, где имелись собственные площади, сэкономив на аренде помещений. 150 человек не получили пролонгацию трудовых договоров.

По прогнозу президента компании «Киевстар» Игорь Литовченко, украинский рынок мобильной связи в 2009 году потеряет от 15 до 20% доходов. В целом же, по мнению г-на Литовченко, возобновление роста рынка ожидается не ранее конца 2010 года. Однако аналитики, в свою очередь, предрекают, что этот прогноз - из разряда оптимистичных. И о недавних привычках жить на широкую ногу операторам нужно забыть и перестроиться на развитие в режиме жесткой экономии.

По материалам "Инвестгазета"

Top

RedTram Ukraine