Пенсию ждут от государства

18 October'10

Tags: pension

Население не спешит инвестировать в накопительное страхование жизни. Зато рисковые личные виды страхования становятся все более популярными.

Исследование, проведенное международной аудиторской компанией Ernst&Young, свидетельствует, что в 2003 г. большинство украинских компаний объясняли отсутствие в своем соцпакете пенсионных программ для сотрудников несовершенством законодательной базы (90% респондентов), незначитель- ным опытом работы таких проектов (75%) и недоверием к финучреждениям, предлагающим пенсионные программы (65%). В 2010 г. лишь 27% остались критичны по отношению к пенсионному законодательству, а не доверяют финучреждениям, предоставляющим услугу накопления пенсии, только 16% опрошенных. Но это корпоративный сектор, а вот сами украинцы пока не спешат инвестировать в пенсионные программы НПФ и лайфовых страховщиков.

Об этом говорят в первую очередь сами представители страхового рынка и рынка по управлению активами.

В докризисное время накопительные страховые программы активно продвигались в рамках MLM-структур, но кризис серьезно подкорректировал возможности страховщиков привлекать клиентов посредством этого канала продаж: население больше не доверяет MLM. Валовые премии компаний страхования жизни в I полугодии 2010 г. упали на 17% - до 331 млн. грн. И сейчас у лайфовых страховщиков главная задача - удержать существующую клиентскую базу по долгосрочным договорам, о ее расширении пока речь не идет. Активы негосударственных пенсионных фондов в I полугодии 2010 г. выросли всего на 4,8% - до 985 млн. грн., но столь малый объем рынка в стране с многомиллионным населением лишний раз свидетельствует об опасениях граждан доверить свои сбережения пенсионным управляющим.

Продавать долгосрочные продукты сейчас очень сложно, утверждают участники страхового и пенсионного рынков. "Продавать "жизнь" сложно. Пока для большинства украинцев это непонятный продукт",- сокрушается председатель правления СК "ИНГО Украина Жизнь" Наталия Невядомская. По ее словам, для большинства предприятий внедрение пенсионного страхования сотрудников - это вовсе не ближайшая перспектива, а минимум трех лет, при этом во многих компаниях преимущества такого проекта следует еще доказывать их акционерам.

Такое мнение разделяют непосредственно и сами продавцы - страховые брокеры. "Мы пока не планируем активно предлагать накопительное и пенсионное страхование, так как не видим особого интереса у клиентов. Зато есть планы развивать рисковые продукты",- говорит директор отдела страхования личных продуктов брокерской компании BritMark Юрий Никаненок. Он отмечает, что сейчас есть спрос на такие продукты, как медицинское страхование, страхование от несчастных случаев. "Год назад медстрахованием критических заболеваний (серьезные болезни, в том числе онкологические) еще никто не интересовался, а сейчас это довольно востребованная услуга",- говорит эксперт.

"Накопительные программы станут более популярными к 2012 г. А сейчас мы делаем упор на личное страхование (медицинское и от несчастного случая)",- говорит гендиректор брокера "Риск энд Лайф Консалтинг" Максим Чередниченко.

Слова экспертов соответствуют статистике. По данным Госфинуслуг, наряду с автогражданкой, именно личные виды добровольного страхования подпитывают сейчас страховой рынок (доля - 13,6% от валовых премий в I полугодии). Следует, конечно, признать, что медицинское страхование в последнее время подорожало, и этим также был обеспечен рост. Однако количество проданных страховок практически не снизилось, а значит, спрос не характеризуется высокой эластичностью по цене, и продукты личного страхования достаточно востребованы.

По материалам Экономические Известия

Top

RedTram Ukraine